Автогонки и шиныПредназначением любых автомобилей, как гоночных, так и самых что ни на есть обычных, предназначенных для повседневного использования в городе, является на самом деле не просто передвижение само по себе. Есть целый комплекс задач, без хотя бы приемлемого выполнения которых транспортное средство просто непригодно для использования. Например, вопрос безопасности. Требуется не просто попасть из пункта А в пункт Б. Нужно еще, чтобы обошлось без происшествий. Как с самим автомобилем и его водителем / пассажирами, так и с окружающими. И очень хотелось бы, чтобы все это было удобно. Есть более специальные моменты, которые имеют особенное значения в машинах, предназначенных для особенных задач. Не обсуждая в данном случае грузовые или медицинские автомобили и ограничившись заявленной темой, можно отметить, что для успеха в автогонках необходимо обеспечить быстрый и надежный набор максимальной скорости, способность хорошо держаться на поворотах на любой скорости и при ее резком изменении. Так вот, одним из решающих факторов, который дает возможность реализовать все эти пожелания или даже требования, являются колеса. И, в частности, шины. От них во многом зависит управляемость вообще, а так же на поворотах и при торможении (в том числе резком). Их качества дают способность быстро набрать максимальную скорость, при необходимости ее так же быстро сбросить. От характеристик шин и состояния в какой-то мере зависит даже экономичность автомобиля или мотоцикла. Все это вполне осознается и этому уделяется самое пристальное внимание там, где скорости, нагрузка, риск особенно экстремальны - в кольцевых гонках класса Формула-1. На этом уровне используются автомобили с невозможными для обычных машин характеристиками, на которых двигаются с невероятными скоростями и перегрузками. Умение водителя (пилота) должно достигать уровня искусства, а автомобиль должен быть надежнейшим инструментом в руках такого художника. Поэтому шинам уделяется большое внимание. Разработчики тратят год за годом большие средства, стараются улучшить то, что есть, пытаются изобрести что-то новое. Организаторы стараются упорядочить ситуацию, чтобы устранить недобросовестные действия, нарушающие спортивный дух и чтобы по возможности удержать команды от уж совсем чрезвычайного риска. Эти организационные усилия отражены в Техническом регламенте Формулы-1, за соблюдением которого следят стюарды Международной федерации автоспорта. Технический регламент описывает размеры, типы и некоторые другие характеристики колесной резины. В Формуле-1 принято несколько типов шин, предназначенных для определенных погодных условий. Так называемые слики для сухой трассы, промежуточная резина для слегка влажной и дождевая для мокрой. Соревнование в дождь все-таки не самая обычная ситуация для Формулы-1, поэтому чаще всего используются слики, а не какой-либо иной тип. Был, правда, период, когда применяли слики с четырмя канавками, что означало они вроде как не настоящие слики, отчего появился термин "псевдослики". Основными качествами резины для Формулы-1, которые требуют от разработчиков и производителей, являются прочность, малый вес и очень хорошее сцепление с трассой. Долговечности в данном случае никто не ожидает. Более того, само собой разумеется, что шины придется менять, возможно нераз, даже в рамках одних соревнований. У каждой команды есть право на неограниченное количество пит-стопов, во время которых резину могут по разным причинам менять. По причине чрезмерного износа, например. Правила могут подразумевать и просто обязательство использовать не один тип шин во время гонки. В общем, все жестче, чем с обычными авто, где резину меняют два раза в год, да и то некоторые ленятся: ставят "универсальные" шины (которые в условиях Петербурга универсальные весьма умеренно) или вообще ничего не меняют. Какое отношение это имеет к обычной жизни?Как бы мир кольцевых автогонок не казался чем-то совершенно отдельным и далеким, отношение имеет самое прямое. Ведь именно там вводились многие новшества, именно там они проверялись и перепроверялись, прежде чем их стали использовать в обычной жизни. Например, легкосплавные диски. Их изобрели и стали применять в спортивных (а так же, в некоторых роскошных автомобилях) так давно, что об этом знают только те, кто интересуется историей. Те же литые диски совсем не нечто суперсовременное, как еще на так давно казалось. В автогонках на них стали ездить еще на самой заре автомобилизма. Кстати говоря, так же следует отметить, что отработка технологии производства и использования так же заложила основы и их ремонта. Который изначально, до массового использования легкосплавных дисков, не был особенно актуален, но приобрел очень важное значение сегодня. Кому интересно, подробнее о некоторых практических моментах ремонта колесных дисков легковых автомобилей и мотоциклов на сайте HOFMANN Сервис, одной из ведущих фирм Санкт-Петербурга в этой сфере. Балансировка колес является еще одним примером. Тут речь главным образом не о самом мероприятии, а о формировании того отношения к колесу, которое в итоге привело к созданию и массовой популярности балансировки. Отношения, когда важно, как распределена масса колеса относительно оси вращения. Когда-то средний водитель об этом не задумывался, ибо не было особенного смысла, по правде говоря. Но когда диски и шины стали изготавливать уже достаточно точно, когда выросли скорости, смысл появился. И большой. Теперь все знают, что дисбаланс, это не просто плохо, но что его можно и нужно устранить. Понятно и водителям, и бизнесу, для которого балансировка в основном списке услуг, которые они оказывают: например. Так что автогонки, даже их такой специфический вид, как кольцевые, ближе к обычной жизни среднестатистического автолюбителя, чем это может показаться. Более того, не только сегодня или вчера, но и завтра. Ведь развитие технологий, их внедрение сначала в авангардных сферах продолжается и конца этому не видно. |